На автокранах, предназначенных для погрузки в кузов базового или рядом стоящего автомобиля различных штучных грузов, а также автомобильных контейнеров массой брутто 0,63 и 1,25 т, почтовых контейнеров массой брутто 0,55 т и других, крановое оборудование целесообразно устанавливать между кабиной базового автомобиля и кузовом (рис. а). Такое расположение кранового манипулятора позволяет полностью использовать площадь кузова, а также обеспечивает при заданном вылете стрелы и cooтветствующей кинематике равномерное распределение грузов. Кроме того, при установке кранового оборудования между кабиной и кузовом обеспечиваются равномерное распределение веса кранового манипулятора по раме шасси, возможность укладки стрелы в транспортном положении между кабиной и кузовом, удобство управления автокраном, рациональное расположение выносных опор, при котором они не влияют на углы съезда и складываются, так, что не выступают за габарит автомобиля по ширине, удобство крепления рамы автокрана к раме автомобиля.

Поскольку насос, установленный на коробке отбора мощности, находится в передней части автомобиля, при расположении кранового оборудования между кабиной и кузовом необходимы более короткие трубопроводы от насоса к гидроцилиндрам. Их сопротивление меньше и, следовательно, КПД гидропередачи кранового оборудования выше, чем гидропередач оборудования, расположенного в других местах. Следует иметь в виду, что сечение лонжеронов базового автомобиля за кабиной наибольшее, поэтому напряжения, возникающие в раме автомобиля при работе кранового оборудования, будут наименьшими.

К недостаткам установки кранового оборудования между кабиной и кузовом следует отнести возможные перегрузки передней оси базового автомобиля и необходимость укорочения кузова некоторых автомобилей на величину, равную ширине рамы автокрана.

Выбор базового автомобиля под автокран
Выбор базового автомобиля под автокран определяется технической характеристикой автомобиля и экономической целесообразностью установки данного кранового манипулятора на автомобиль заданной грузоподъемности.

При установке кранового оборудования на автомобиль не должны быть превышены допустимые нагрузки на оси. автомобиля как с грузом в кузове, так и без него, не должны уменьшаться скорости передвижения автокрана, его устойчивость при движении на поворотах и обзорность водителя в кабине. Поскольку грузоподъемность автомобиля при установке кранового оборудования снижается на величину его массы, под автокран необходимо выбрать такой базовый автомобиль, грузоподъемность которого при установке на него кранового оборудования снизится незначительно. Опыт эксплуатации автокранов показывает, что оптимальное отношение грузоподъемности кранового оборудования на максимальном вылете стрелы к грузоподъемности базового автомобиля должно составлять 0,1…0,2.

Кроме того, установка кранового оборудований не должна существенно снижать коэффициент использования грузоподъемности автомобиля. У существующих автокранов он равен 0,73…0,84. При более низком коэффициенте использования грузоподъемности значительно повышается себестоимость перевозки 1 т груза на всех расстояниях транспортировки, и установка данного кранового оборудования на данный автомобиль становится экономически нецелесообразной.

выбор манипулятора

Поэтому, учитывая ориентировочную массу кранового оборудования и место его расположения на автомобиле, необходимо определить нагрузки на оси автомобиля. Только в том случае, когда расчетные нагрузки на оси будут меньше допустимых или равны им, автомобиль может быть принят за базовый под установку автокрана.
На автокранах, предназначенных для погрузки и перевозки длинномерных грузов, таких как трубы, прокат, строительные сваи и другие, крановое оборудование устанавливают посредине кузова длиннобазового автомобиля (рис. б). Такое расположение позволяет производить погрузку и разгрузку длинномерных грузов при малом вылете стрелы. Поскольку длинномерные грузы укладывают вдоль кузова, то расположение манипулятора посредине кузова незначительно снижает коэффициент использования его площади. При этом обеспечивается хорошее распределение веса кранового оборудования по осям автомобиля и не изменяется расположение центра тяжести автокрана.

На автокранах, работающих с прицепами и предназначенных для погрузки и перевозки лесоматериалов, крановое оборудование устанавливают сзади кузова базового автомобиля (рис. в). Такое расположение позволяет обслуживать кузова базового автомобиля и прицепа при нормальной длине стрелы. При установке кранового оборудования сзади кузова необходимо некоторое усиление рамы автомобиля, так как при езде по неровностям в ней могут возникнуть напряжения, превышающие допустимые.

Поскольку автокран работает на выставленных выносных опорах и активный момент, создаваемый весом груза и стрелы, передается на его раму и опоры, рама автомобиля при этом не несет нагрузки. Установка кранового манипулятора сзади кузова автомобиля разгружает переднюю ось автомобиля, и при определенном весе кранового оборудования автокран может стать неуправляемым при езде. Поэтому необходимо произвести расчет осевых нагрузок и сравнить их с допустимыми для базового автомобиля.