Cranes & Access не раз писал о кранах-манипуляторах, стремительно завоевывающих российский рынок подъемного оборудования благодаря своей многофункциональности, компактности и экономичности. Все это действительно так. Современные крано-манипуляторные установки (КМУ) позволяют значительно экономить на человеческом ресурсе, поскольку просты в управлении и обслуживании. Один человек может заменить целую бригаду: он и водитель, и крановщик, и такелажник. Из транспортного процесса высвобождаются не только люди, но и энергоемкая, дорогостоящая техника. Единственное, чем нужно озаботиться будущему владельцу КМУ, – это выбрать подходящее для нужд его предприятия шасси, на котором и будет установлен кран-манипулятор.
Об этом и пойдет речь в нашей статье. А выбор шасси поистине богат. Достаточно взглянуть на действующие в нашей стране ГОСТы и СНиПы.
Итак, по типу шасси (или ходового устройства) краны-манипуляторы подразделяются на:

Краны-манипуляторы автомобильные (КМУ смонтирована на автомобильном шасси).
Краны-манипуляторы пневмоколесные (КМУ смонтирована на пневмоколесном шасси).
Краны-манипуляторы на специальном шасси (КМУ смонтирована на специальном шасси
автомобильного типа).
Краны-манипуляторы короткобазовые (КМУ смонтирована на короткобазовом шасси).
Краны-манипуляторы гусеничные (КМУ смонтирована на гусеничном шасси).
Краны-манипуляторы тракторные (КМУ смонтирована на колесном или гусеничном тракторе).
Краны-манипуляторы рельсовые (КМУ смонтирована на опорной платформе, перемещаемой на колесах по рельсам). Краны-манипуляторы железнодорожные (манипулятор смонтирован на железнодорожной платформе).
Кроме того, выделяют также переставные, прицепные, самоустанавливающиеся и устанавливаемые на фундаменте краны-манипуляторы.
КМУ на колесах конечно, наиболее популярным и распространенным является автомобильное шасси.
Все-таки, что бы мы ни говорили об одной из двух извечных российских проблем – о дорогах, а точнее об их отсутствии, автомобильный транспорт прочно занимает первое место по объемам грузоперевозок. Индивидуальные и частные предприниматели, также как и многие крупные промышленные предприятия, используют грузовые автомобили как наиболее экономически оправданный вид транспорта.
Краны-манипуляторы и грузоперевозки – понятия неразделимые. Где есть что поднять и погрузить, там есть и что перевезти. Этим и обусловлено все разнообразие автомобильных шасси, на которые устанавливаются КМУ.
Наверное, на сегодняшний день нет ни одной известной марки грузового автомобиля, на которую кто-нибудь не пробовал бы установить кран-манипулятор. Это Volvo, MAN, Scania, Mercedes, Isuzu и многие другие. К этому списку можно смело добавить полный перечень отечественных производителей грузовых автомобилей: ГАЗ, ЗиЛ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, Урал и прочие.
Многие российские предприниматели отдают предпочтение отечественным шасси. Оно и понятно – так в разы дешевле. тем более что в последнее время в России появилось немало компаний, в том числе дилеров известных европейских производителей кранов-манипуляторов, занимающихся установкой КМУ зарубежного производства на отечественные шасси. На данный момент можно констатировать, что российский рынок КМУ в большинстве своем представлен именно такими «гибридами». Манипулятор на отечественном шасси находят широкое применение в лесозаготовительной отрасли, в сельском хозяйстве, используются для перевозки (эвакуации) автотранспортных средств.
Краны-манипуляторы тем и хороши, что их можно устанавливать практически на любое автомобильное шасси.
Главное, чтобы размеры шасси соответствовали грузоподъемности самого крана-манипулятора.
Необходимо добавить, что КМУ на шасси зарубежного производства также широко представлены в нашей стране. ряд отечественных предприятий занимается сборкой таких машин, используя краны-манипуляторы различных европейских производителей и шасси японских, китайских и корейских грузовиков. О некоторых из них мы уже не раз рассказывали в наших статьях.
Безусловно, в нашей стране появляются и мощные краны-манипуляторы на шасси западноевропейских производителей подобные машины, конечно, дороже, однако об их преимуществах, наверное, никому не стоит напоминать. Одним из последних таких приобретений стал кран-манипулятор PM 40026 SP PT LC, установленный на шасси Mercedes 3344 Actros с колесной формулой 6 × 4 и двигателем мощностью 550 л.с. В начале этого года такая машина появилась в парке арендной компании «LTECH – подъемные технологии». По словам представителей компании, кран на столь мощном шасси позволил значительно облегчить процедуру погрузки-выгрузки арендованной техники на объекте.
К кранам-манипуляторам на колесах можно отнести и КМУ, установленные на шасси трактора. На Западе это явление вполне распространенное. У нас, пожалуй, в меньшей степени. тем не менее есть ряд отечественных производителей, выпускающих тракторные краны-манипуляторы. Самый известный из них ИМ-50 производства Челябинского тракторного завода. Машина предназначена для производства погрузочно-разгрузочных работ, ремонта и обслуживания линий электропередач, земляных работ в условиях полного бездорожья.